|
Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. ПАССИВНЫЙ МЕТОД Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. АКТИВНЫЙ МЕТОД Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения можно подраМзделить на следующие группы: • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; • методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы; • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков : упражнения, лабораторные занятия; • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ формы обучения: коллективная форма обучения - уроки, факультативные занятия, экскурсии, домашняя работа, внеклассная работа Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Коллективная форма обучения - урок, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Уроки могут быть классифицированы по типам: уроки-лекции; лабораторные (практические) занятия; уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); комбинированные уроки. Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Экскурсии - форма обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа - форма обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа - олимпиады, кружки и т.п., - должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся. В ШКОЛЕ ПРИМЕНЯЮТ В ОСНОВНОМ: МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Модульное обучение - одна из молодых альтернативных технологий и в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от термина "модуль", одно из значений которого - "функциональный узел". Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов" - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством же модульного обучения при этом служат учебные модули. Модуль может представлять и собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения. Модульное обучение - технология, которая позволяет перейти на субъектную основу обучения и обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Модульное обучение предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений. МЕТОД ПРОЕКТОВ Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложно-сти педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалифика-цию учителя. Поиск социально-значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с уча-щимися – проектировщиками. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка про-екта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, ко-торая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (уча-стником) проектной группы. Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с про-фессиональной деятельностью любого специалиста. Результатом работы над проектом, выходом проекта, является про-дукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, т.е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛЫ: Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием информационных технологий» Инновационные технологии, применяемые учителями нашей школы. «Технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» Технологии творчества И.Л. Иванова (технология коллективных творческих дел в системе дополнительного образования) Технология развивающего обучения Л.В. Занкова. Личностно ориентированные технологии как воплощение гуманизма и демократичности. Технология диагностики коррекционной системы обучения (Юнусбаева Б.Х.) Районные: Основными моментами при определении цели и задач образовательного процесса выступают компоненты «модели выпускника» и компоненты характеристики образа будущей школы. Правила приема учащихся в школу отражены в Уставе школы и соответствуют Закону РФ «Об образовании». Будущие первоклассники поступают в школу из д/с «Миляш», где они получают дошкольную подготовку. Для детей, не посещающих детский сад, в школе организована подготовительная группа, где в течение учебного года 1 раз в неделю проводятся занятия. Школа работает без второгодников. Администрация школы совместно с учителями разрабатывает план работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Основной контингент выпускников 9 класса продолжают обучение в своей школе. Все дети, поступившие в школу, получают основное общее образование, отсева учащихся нет. Больные дети имеют возможность обучения на дому. Выпускники, не имеющие законченного среднего образования, могут получить образование экстерном. Поступаемость выпускников 11 класса в ВУЗы за последние три года: 2002-2003 уч. год 2003-2004 уч. год 2004-2005 уч. год 39% 48% 65% В школе разработана модель профильного обучения. Имеются учебные планы профильного обучения по трем направлениям: физико-математический; филологический; художественно-эстетический. В школе созданы условия для эффективного развития учебно-воспитательного процесса. Школа имеет выход в Интернет, имеется свой сайт, что позволяет учителю сделать обучение активным процессом добывания и формирования знаний самим ученикам, ввести проектное обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью компьютерных технологий. Работа с одаренными детьми ведется через научное общество учащихся. Члены НОУ принимают активное участие в районных и республиканских научно-практических конференциях. В 2004 году победители районной научно-практической конференции Даутова Гульсина и Назарова Фаягуль приняли участие на республиканской конференции, по итогам которой научная работа Даутовой Гульсины вошла в республиканский сборник материалов конкурса «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду», а Назарова Фаягуль была приглашена на Международный фестиваль одаренных детей «Запад-Восток». Дополнительное образование – необходимое звено в воспитании и обучении многогранной личности, помогающее удовлетворять интересы, развивать интеллект, помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые учащиеся получают в школе. Посещая кружки, секции, факультативы, дети удовлетворяют индивидуальные потребности, развивают творческий потенциал, адаптируются в современном обществе и имеют возможность полноценно организовать свободное время. В нашей школе дополнительное образование организовано по следующим направлениям: научно-техническое (НОУ), кружки информатики, умелые руки для мальчиков и девочек; художественно-эстетическое (хореографический, художественный, фольклорный, вокальный, инструментальный кружки); эколого-биологическое («Юный эколог», «Юный лесовод», «Юный пчеловод»); естественно-научное («Юные геологи-магадеевцы», краеведческий кружки), спортивное. Всего в школе работает кружков, факультативов, секций – 35. В различных формах ДО заняты все учащиеся, многие посещают несколько объединений. Наиболее посещаемыми являются спортивные секции, художественная школа, хореографическая школа, геологический кружок, кружок информатики. Проблемы охраны здоровья и жизни учащихся, профилактики травматизма и создание безопасных условий труда и учебы находит место в повседневной деятельности администрации Абзановской средней школы. В школе проводится проверка и приемка кабинетов к началу учебного года с выдачей актов-разрушений на проведение занятий в мастерской, кабинетах химии, физики, информатики, спортивном зале. Имеются планы эвакуаций, утвержденные пожарной инспекцией. В школе разработаны планы по ОТ и ТБ. Ведутся журналы инструктажа на уроках физики, химии, технологии, физкультуры. Созданы уголки по ПБ, ПДД, ДЮП. Имеются первичные средства пожаротушения. Одним из основных направлений работы школы является сохранение, укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся. Особое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических норм и гигиена, разработана программа сбережения здоровья обучающихся. Создана развернутая система физического воспитания учащихся. Имеется база данных о детях, нуждающихся в социальной и медико-психологической поддержке. Система школьного управления включает: администрацию школы, педагогический совет, совет школы, родительский совет, совет старшеклассников, совет пионеров-юлаевцев. Возглавляет совет школы президент Гайнуллина Д., ученица 10 класса, избранная путем открытого голосования на ученическом собрании. |
| |||||||||||||||||||
|